ЕВРАЗ

Дополнительная информация

В настоящее время практически для всех функциональных направлений деятельности и сфер управления организацией разработаны подходы, а во многих случаях и стандарты соответствующих систем менеджмента. Менеджмент - совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения его эффективности и увеличения прибыли. Система менеджмента - часть общей системы управления, обеспечивающая эффективную деятельность предприятия в определенной сфере.
 
Наиболее известны стандартизированные подходы систем менеджмента качества (ISO 9001), экологического менеджмента (ISO 14001), охраны труда и промышленной безопасности (OHSAS 18001, BS 8800, ILOOSH).
 
ИСО (ISO) - Международная организация по стандартизации (International Organization for Standardization), в которую входит более чем 140 стран.
 
В Российской Федерации на основе международных разработаны национальные стандарты, например, отечественный аналог стандарта системы менеджмента качества ISO 9001 - ГОСТ Р ИСО 9000, экологического менеджмента ISO 14001 ГОСТ Р ИСО 14001, профессиональной безопасности OHSAS 18001 ГОСТ Р 12.0.006. Их основное отличие состоит в том, что легитимность национальных стандартов признает меньшее число стран. Вступление России в ВТО приведет к повышению интереса к сертификации. Есть мнение, что роль сертификатов ГОСТ Р и серии ведомственных, базирующихся на ГОСТ Р, будет минимальна. По оценкам других экспертов, вступление в ВТО только повысит статус национального стандарта и придаст ему легитимность на международной арене, будет подстегивать проведение мероприятий по обеспечению признания отечественных сертификатов на международных рынках. В любом случае, ожидается повышение числа сертификатов в нашей стране. Кроме того, заметна тенденция к внедрению интегрированных систем менеджмент (качество, экология, безопасность). Пока единого международного сертификата, соответствующего интегрированной системе менеджмента, не существует. Для того чтобы функционировала интегрированная система менеджмента необходимо выбрать базовый стандарт. Чаще всего интеграция осуществляется  на базе требований ISO 9000.
 
Внедрение системы менеджмента качества происходит в несколько этапов.
  1. Прежде всего предприятие в лице руководителя должно осознать потребность в системе менеджмента качества, а также сформулировать задачи, которые она должна будет решать. От этого во многом зависит успех построения на предприятии системы менеджмента. На длительность внедрения системы менеджмента и ее результативность в организации влияет то, какой статус придан проекту. Важно, чтобы высшее руководство принимало непосредственное участие во внедрении. Если организация упорядочена и руководство вплотную занимается внедрением, то внедрение системы может занимать достаточно короткое время. Однако, если система разрабатывается стихийно, то она попросту не работает.
  2. Затем необходимо провести на предприятии анализ проблем и их последующее устранение. Важным моментом является обучение персонала, вовлеченного в систему менеджмента качества: высшего менеджмента, руководителей подразделений, работников, внутренних аудиторов.
  3. На следующем этапе специалисты предприятия или привлекаемые консультанты разрабатывают предназначенную специально для этого предприятия систему и начинают ее внедрять. Практика показывает, что положительное решение существенно сокращает время внедрения. Можно строить систему самим при условии наличия опытного и квалифицированного сотрудника.
  4. После того как система успешно заработала, можно приглашать орган по сертификации на аудит. В Сибири особенно активно работает несколько международных компаний, выдающих сертификаты: BVQI, DNV, TUV, NQA, SGS, Lloyd s Register Quality Assurance.
Часто организации, разработавшие и внедрившие системы менеджмента, принимают решение не проходить сертификацию: это их право, т.к. сертификация систем менеджмента на соответствие требованиям международных или российских стандартов - добровольная. В то же время известно, что отсутствие сертификатов ISO 9001; ISO 14001; OHSAS 18001 у российских организаций является ограничением для выхода на европейский и мировой рынок.